Перейти на новую версию сайта
Театр
  • 12+

    Аида

    История создания оперы

    В 1868 году египетское правительство обратилось к Джузеппе Верди с просьбой сочинить оперу, которую планировалось поставить первой в новом каирском театре. Египтяне не случайно обратились именно к Верди. Итальянец по праву считался одним из лучших оперных композиторов Европы — его «Ломбардцы», «Риголетто», »Трубадур», »Травиата», «Дон Карлос» не сходили с подмостков крупнейших театров Франции, Австро-Венгрии, Италии, России… Но момент был выбран очень неудачно, Джузеппе Верди в течение года получил от жизни три страшных удара: один за другим умирают его отец, лучший друг Антонио Барецци и глубоко почитаемый Верди композитор Джоаккино Россини. Удрученный этими потерями, Верди отвечает египтянам отказом.

    Завершение строительства Суэцкого канала — проекта, который вынес новости о Египте на первые полосы газет во всем мире — было еще одной реализованной амбициозной мечтой хедива Исмаила Паши, правившего тогда Египтом. Хедив хотел превратить Каир в »маленький Париж», и одним из важных этапов этого »превращения», по его планам, было создание в центре столицы нового оперного театра европейского уровня, рассчитанного на 1000 зрителей; одной маленькой особенностью театра, отличавшей его от лучших европейских аналогов того времени стала… ложа для дам гарема хедива. Впрочем, в своих замыслах хедив превзошел сам себя: для достойного открытия театра он мечтал об опере, которая была бы совершенно новым произведением, никогда не исполнявшимся ранее.

    Предполагалось создать оперу на основе сюжета из национальной истории, а лучше — из истории Египта эпохи фараонов, которая восхищала путешественников, приезжающих на берега Нила. Хедив поручил написать основу сюжета для будущего спектакля Огюсту Мариетту, знаменитому египтологу, создателю Египетского музея в Каире и национальной Службы древностей. Мариетт также должен был выступить консультантом при создании костюмов и декораций для будущего уникального спектакля. Работая над проектом, Мариетт обратился к своему другу Камиллю дю Локлю, который в это время занимал пост директора оперного театра в Париже. Дю Локлю к тому времени уже был либреттистом одного из творений великого Джузеппе Верди — оперы «Дон Карлос». После «Дон Карлоса», весьма неоднозначно воспринятого публикой, Верди отвергал почти все предложения Дю Локлю, однако на египетском сюжете его взгляд остановился. »Я прочел египетскую историю… Она написана превосходно, может стать основой для ряда ярких мизансцен и ансамблей, — писал Верди. — Чувствуется рука профессионала, который не только умеет писать, но и очень хорошо знает театр… Так кто же сделал это?» Оригинал текста, предложенного Верди, не сохранился, и мы до сих пор не знаем, был ли он написан рукой Мариетта, или же идея великого египтолога была оформлена в сценарий кем-то другим.

    По оценкам исследователей творчества Джузеппе Верди, его участие в работе над либретто всегда было исключительно большим, но на этот раз он превзошёл самого себя! Поэт Антонио Гисланцони, написавший стихотворное либретто, даже получал от него указания, в каком стихотворном размере должны быть написаны определённые сцены! При всём при этом Верди, конечно же, не забывал о своей главной задаче и писал великолепную музыку.

    «Аида» была полностью закончена к началу 1871 года. Но её постановка в Каирском оперном театре задержалась из-за того, что готовые декорации было невозможно вывезти из Парижа, осажденного германскими войсками. Только 24 декабря 1871 года премьера состоялась в присутствии крупнейших музыкантов мира. Постановка была признана всеми исключительно удачной, после чего опера с необыкновенным успехом прошла во всех крупнейших театрах планеты. А в Миланском оперном театре постановкой руководил сам Джузеппе Верди, и она настолько пришлась по душе темпераментным и музыкальным миланцам, что всю ночь после премьеры на улицах города слышались мелодии из «Аиды» и других опер Верди.

    По материалам сайта www.webmechta.com

    Из истории постановок оперы

    В первой постановке «Аиды» эпоха фараонов воссоздавалась в массивных красивейших декорациях и уникальных костюмах, созданных по зарисовкам Мариетта для премьеры оперы в Париже знаменитым художником Эженом Лакостом. Первые ювелирные украшения для костюма дочери фараона Амнерис были сделаны из золота и драгоценных камней по лучшим древнеегипетским образцам. Не менее тщательно подходили художники и костюмеры и к созданию внешнего облика других героев спектакля.

    Первой партию Аиды на египетской земле в 1871 году исполнила звезда Тереза Штольц; лишь почти через столетие знаменитая партия была спета египтянкой. В 1960 году сопрано Амира Камель пела Аиду на сцене Каирской оперы, тогда же египетская дива Виолетта Маккар исполнила и партию Амнерис. «Египетский» Радамес »родился» лишь в 1974 году в исполнении известного тенора Хассана Ками. В 1953 г. режиссёр Клементе Фракасси экранизировал знаменитую оперу с участием всемирно известной Софи Лорен. Неоднократно оперу исполняли в исторических декорациях у подножия египетских пирамид в Гизе, в Луксоре — храмовом комплексе, расположенном выше по течению Нила.

    В России «Аида» впервые была поставлена итальянской труппой в 1875 году. Заглавную партию исполнила Тереза Штольц. Премьера на русской сцене состоялась 1 апреля 1877 года в Мариинском театре.

    «Аида» была среди первых постановок Красноярского театра оперы и балета. Премьера состоялась 6 мая 1979 г. Постановочная группа: дирижер — И. Шаврук, режиссер-постановщик — М. Высоцкий, художник — Г. Сотников, хормейстер — Е. Маевский, балетмейстер — Д. Тхоржевский. Первые исполнители: Нина Абт-Нейферт, Жанета Тараян, Владимир Ефимов, Григорий Концур.

    С этим спектаклем театр много гастролировал по стране. Так, в Комсомольске-на-Амуре в 1984 году газеты писали: «Спектакль содержит в себе интересные и точные прочтения замысла композитора и современный творческий подход к осмыслению конфликтов оперы. Это находит отражение в интонациях музыкальных характеристик, манере игры, пластике всего спектакля…»

    »Театр этот еще очень молод и сама попытка обращения к столь грандиозному произведению заслуживает внимания и уважения. Коллектив располагает крепким профессиональным составом вокалистов, слаженным, сбалансированным хором, оркестром, в составе которого немало прекрасных солистов» (газета »Тихоокеанский комсомолец», Владивосток).

Актуальных мероприятий нет
Рейтинг@Mail.ru