- 12+
Дочь полка
Опера Гаэтано Доницетти «Дочь полка» впервые была поставлена в феврале 1840 года в парижской «Опера комик». В октябре того же года состоялась премьера оперы на итальянском языке в театре «Ла Скала».
Интерес композитора к «военной» теме вполне объясним. Семья предназначала юношу для педагогической карьеры, но молодой музыкант, учившийся у лучших мастеров своего времени, с отвращением думал об однообразной, серой жизни педагога. Поэтому он предпочел военную службу, не оставляя, впрочем, занятий музыкой. А так как его рота стояла в Венеции, то Доницетти воспользовался случаем и принес в Оперный театр свое первое сочинение — оперу «Энрико Болонский». Она имела большой успех. Затем военная судьба забросила его в Мантую. Здесь он написал оперу «Зораида из Граната», покорившую не только обывателей, но и знатоков. Композитора даже освободили от воинской службы, чтобы он мог все свое время посвятить музыке. Доницетти отличали беспримерная творческая плодовитость и неисчерпаемая фантазия. Обилие мелодий и необычайная быстрота, с которой композитор создавал оперы, поражали публику. К тридцати шести годам он покорил не только Италию, но и всю Европу. Повсеместно ставились — «Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур», «Фаворитка», «Дон Паскуале», «Катерина Корнаро» и другие. Доницетти сам писал либретто, переводил их с французского на итальянский. Позднее, став профессором Неаполитанской консерватории и посвятив себя педагогической деятельности, он продолжал сочинять шедевры. На протяжении творческой жизни Доницетти создал 72 оперы.
Европейская публика середины XIX века ожидала от композиторов ласковых, легко запоминающихся мелодий, романтических историй, в которых захватывающие события следовали одно за другим. Кроме того, автор должен был искусно обращаться с блестящей арией, мелодичным дуэтом, с полными прекрасных звуковых эффектов терцетами и квартетами. В свою очередь, певцы требовали, чтобы партии выигрышно демонстрировали возможности их голосов.
В опере «Дочь полка» исполнители и слушатели нашли все самое лучшее. Блистательные арии, ведь Доницетти — великолепный знаток и большой ценитель свободно льющегося голоса, покоряющего своим чувственным очарованием. Благозвучные ансамбли, в которых гармонично согласованы подобный флейте голос сопрано, виолончельное гудение баритона, взлеты тенора и звучный бас. Искрометный юмор, потому что Доницетти обладал качеством, данным немногим великим. Он смеялся сам и смешил других… Прошло более двухсот лет со дня рождения композитора, но сияние его искусства не поблекло до сих пор, ибо внутренний свет, озаряющий его музыку, всегда будет светом жизни!