Перейти на новую версию сайта
Театр
  • 12+

    Севильский цирюльник

    Южная Италия. Страна жаркого солнца, пронзительно-желтых лимонов и важных кошек. Может быть, Сицилия? Однако неспешно (внешне) текущая жизнь обитателей полна страстей… В подобной атмосфере в духе фильмов Федерико Феллини разворачивается действие оперы «Севильский цирюльник» примерно в середине XX века.

    Италия? Почему бы и нет! Хитроумный брадобрей Фигаро помещен драматургом Пьером Бомарше, автором литературного источника оперы, в Севилью. Но, поскольку в музыке Джоаккино Россини нет ничего испанского, она итальянская до последней ноты, постановщики сочли вполне логичным отправить персонажей на юг Италии. А уж сама музыка – яркая, легкая, искрящаяся – придаст замыслу особые изящество и стройность.

    …Доктор Бартоло (в спектакле он не традиционный глуповатый старик, а вполне интересный мужчина средних лет) хочет организовать праздник для своей воспитанницы Розины: это будет роскошный маскарад, где гости наденут костюмы XVIII века. Но не все так просто: доктор замышляет превратить празднество в свою свадьбу с Розиной. Влюбленному в девушку графу Альмавиве надо срочно что-то предпринять! Самое время обратиться к тому самому проныре-цирюльнику, что соединит влюбленных с помощью хитрой интриги. В финале останутся довольны все, даже Бартоло: ему не понадобится прощаться с приданым Розины, ведь граф богат.

    Фигаро, которого Бомарше впервые вывел на сцену в 1775 году в комедии «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность», сразу стал весьма популярен. На сюжет написано немало опер. До Россини самым популярным оставалось произведение Джованни Паизиелло. Джоаккино решил бросить маэстро вызов, написав свою оперу. И так увлекся, что завершил партитуру стремительно – всего за две недели! Первое представление (20 февраля 1816 года) закончилось провалом: исполнитель партии Альмавивы забыл взять с собой гитару во время серенады, Базилио зацепился за гвоздь; на сцену выбежала кошка… Все эти «случайности» были преднамеренными: сторонники Паизиелло организовали грандиозный скандал. Однако гениальная музыка запомнилась зрителям, и в дальнейшем оперу ожидал заслуженный успех.

    Обойдя сцены лучших театров мира, опера «Севильский цирюльник» в 1819 году была впервые поставлена в России – в Петербурге, а затем неоднократно ставилась в столичных и региональных театрах. Спустя 205 лет обновленный Фигаро выходит и на красноярскую сцену.