Концерты и Шоу
  • 6+

    Фестиваль Дмитрия Хворостовского / Церемония открытия / П.И.Чайковский / Опера "Иоланта"

    ФЕСТИВАЛЬ ДМИТРИЯ ХВОРОСТОВСКОГО

    ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ

    ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ (1840–1893)

    «ИОЛАНТА» (1892)

    Опера в одном акте. Либретто Модеста Ильича Чайковского по драме Генрика Герца «Дочь короля Рене»

    16 октября 2021 года Фестиваль торжественно откроется в день рождения Дмитрия Хворостовского. В 18.00 в честь открытия Фестиваля мы приглашаем вас на вернисаж «Дмитрий Хворостовский: Дон Жуан и герои романтической эпохи» в Зале торжеств Красноярской филармонии. На экспозиции будут представлены живопись и графика, вдохновленные личностью прославленного артиста и созданные специально для Фестиваля художником Ахсаром Муриевым (Россия), сценические костюмы Дмитрия Хворостовского из собраний Венской государственной оперы (Австрия) и Ателье Тирелли (Италия). Для работы над экспозицией приглашен известный художник Эй Джей Вейссбард (США).

    В 19.00 на сцене Большого зала Красноярской филармонии прозвучит шедевр Петра Ильича Чайковского – опера «Иоланта».

    «Память о Дмитрии Хворостовском, как нам кажется, должна быть светлой, искренней и возвышенной. Трудно представить себе произведение оперного репертуара, более подходящее этим эпитетам, чем «Иоланта» Петра Ильича Чайковского, – говорит Антон Левахин, художественный руководитель Фестиваля, – Фестиваль по традиции обращается к произведениям, в которых на сцене блистал сам Дмитрий Хворостовский: запись «Иоланты» на лейбле Philips (1994) стала первой записью русской оперы молодого артиста из Красноярска совместно с прославленным коллективом Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева».

    Чтобы Бога славить вечно,
    Рыцарь, мне не нужен свет:
    Благость Божья бесконечна,
    Ей нигде пределов нет!
    В жарком дне, в благоуханьях,
    В звуках и во мне самой,
    Отражен во всех созданьях
    Бог незримый и благой!
    <…>
    Но, чтоб знать красу вселенной,
    Рыцарь, мне не нужен свет.
    Но чтобы стать как ты,
    хотела б я узнать свет солнца.
    Я б хотела видеть солнце,
    видеть яркий свет дневной;
    чудный дар природы вечный,
    дар бесценный и святой,
    дар бесценный, дар святой!
    <…>
    Прими хвалу рабы смиренной,
    мой голос слаб и робок взгляд
    Перед Тобою сонм блаженный
    и Херувимы предстоят!
    Но Ты велик и в снисхожденьи,
    Твоей любви пределов нет,
    и в самом малом из творений
    блестишь, как в капле солнца свет!

    Впервые Чайковский познакомился с сюжетом своей будущей оперы в 1883–84 гг. Драму Генрика Герца «Дочь короля Рене» он прочел в журнале «Русский вестник». В интервью журналу «Петербургская жизнь» композитор вспоминал: «Сюжет этот очаровал меня свой поэтичностью, оригинальностью и обилием лирических моментов. Я тогда же дал себе слово когда-нибудь положить его на музыку...». В 1888 он увидел эту драму на сцене Малого театра в Москве и окончательно убедился в своем желании. А возможность подвернулась скоро – в 1890 Чайковский получил заказ от Дирекции Императорских театров – написать одноактную оперу и двухактный балет для исполнения в один вечер. «Я напишу такую оперу, что все плакать будут», – писал Чайковский своему соавтору-либреттисту и брату Модесту. И плакали, и сочувствовали – на генеральной репетиции присутствовал император Александр III, после встречи с которым Чайковской писал: «Он был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов». Любовь и милосердие к ближнему, почти детская вера в Чудо и торжество Света – вот главные темы «Иоланты».

    Возможно, «Иоланту» можно считать духовным завещанием композитора – из источников, рассказывающих о последнем десятилетии жизни Петра Ильича, можно узнать, что именно в 1880-е он обрел духовную опору в вере. Как указывает исследовательница творчества Чайковского Антонина Макарова: «Многочисленные упоминания о церковных службах и церковной музыке в письмах и дневниках 1879–80-х гг., сравнение православной литургии с обрядами других конфессий, работа над «Всенощной» обнаруживают погружение композитора в практику религиозной жизни. К 1880-м годам относится и систематическое изучение Библии, апогей которого пришелся на 1885–87 годы, с акцентировкой внимания на фрагментах, несущих идеи сострадания, милосердия и прощения». Финальные строки «Иоланты» удивительным образом перекликаются с ранними стихотворениями юного Чайковского, вдохновленные псалмом № 103 о красоте мира и величии мироздания:

    Прими хвалу
    рабов смиренных!
    Во прахе мы перед Тобой!
    Слава Тебе,
    Творец всесильный!
    Осанна в вышних!
    Осанна в вышних!
    Ты света истины сиянье,
    Слава, слава Тебе,
    Господь всемогущий!

    Вечный наш Бог!
    Ты сделал все это. <…>
    Без Тебя хлеб не мог бы расти.
    Волны этих красивых вод...
    Мы бы умерли без них.
    Моря, которых притяжение так велико. Речки их окружают.
    Мать, питайте!
    Питайте ваших детей.
    Бог создал их.

    «Иоланта» стала и затактом к новой эпохе в истории музыки – загадочная символистская притча предвосхищает «Пеллеаса и Мелизанду» Клода Дебюсси и «Ожидание» Арнольда Шенберга.

    Премьера «Иоланты» и «Щелкунчика» состоялась 6 декабря 1892 на сцене Мариинского театра в один вечер, но дальнейшая исполнительская практика откажет произведениям в задуманном автором сочетании – «Щелкунчик» станет «новогодним» балетом, а для «Иоланты» напишут новый текст. Духовно-возвышенное либретто Модеста Чайковского в советское время заменили на реалистический текст Сергея Городецкого. Так обманчиво-простая «Иоланта» заняла место детского утреннего спектакля в афишах театров на долгие годы. К счастью, современные обращения к последнему оперному шедевру Чайковского возвращаются к оригинальному замыслу великого русского композитора.

    На Фестивале заглавную партию впервые исполнит одна из самых ярких выпускниц Молодежной оперной программы Большого театра России Мария Мотолыгина (сопрано, Россия); в концерте также примут участие солисты Государственного академического Большого театра России, Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и Красноярского государственного театра оперы и балета им. Дмитрия Хворостовского. 16 октября за пульт Красноярского академического симфонического оркестра встанет новый художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России им. Евгения Светланова - Василий Петренко. В настоящий момент дирижёр возглавляет также Ливерпульский королевский симфонический оркестр.

    ИОЛАНТА
    МАРИЯ МОТОЛЫГИНА
    Сопрано / Россия

    ПРИГЛАШЕННЫЕ СОЛИСТЫ И ХОР КРАСНОЯРСКОГО
    ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. ДМИТРИЯ
    ХВОРОСТОВСКОГО

    КРАСНОЯРСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
    (Художественный руководитель Владимир Ланде)
    ВАСИЛИЙ ПЕТРЕНКО / Дирижёр / Россия

    МАРИЯ МОТОЛЫГИНА
    Сопрано / Россия

    Мария Мотолыгина однозначно принадлежит к самым ярким выпускницам Молодежной оперной программы Большого театра России (2018–21), где занималась у Дмитрия Вдовина, Маквалы Касрашвили и Светланы Нестеренко. Обладая уникальным по тембровым и техническим характеристикам центральным сопрано, она претендует на звание идеальной исполнительницы для многих ключевых партий в безграничном оперном репертуаре. Подтверждением служат победы на вокальных конкурсах – X Международном им. Станислава Монюшко (I премия, Варшава, 2019) и XVI Международном им. Петра Чайковского (III премия, Санкт-Петербург – Москва, 2019).

    Путь к оперной сцене Мария Мотолыгина начала в Саратове, в 2016 окончила Саратовскую государственную консерваторию им. Леонида Собинова (класс профессора Лилии Беловой), в 2019 – ассистентуру-стажировку при Уральской государственной консерватории им. Модеста Мусоргского (класс профессора Лилии Поляковой). Во время обучения в Екатеринбурге, выступала на сцене театра «Урал Опера Балет» в партиях Власты («Пассажирка» Мечислава Вайнберга), Алисы («Граф Ори» Джоаккино Россини), Чужеземной княжны («Русалка» Антонина Дворжака), Миссис Найду («Сатьяграха» Филиппа Гласса), Графини Альмавивы («Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта), Купавы («Снегурочка» Николая Римского-Корсакова).

    В одном из интервью певица рассказывала, что особое место в ее сердце занимают партии в операх Моцарта – Фьордилиджи («Так поступают все женщины, или Школа влюбленных») и Донны Эльвиры («Дон Жуан»): «Что удивительно, в нотном материале у композитора настолько все заложено – и эмоциональное содержание, и драматургия…».

    Театральный сезон 2021/22 Мария Мотолыгина открыла на сцене московской Новой оперы им. Евгения Колобова, где исполнила Иоанну д’Арк в концертном исполнении I акта «Орлеанской девы» Петра Чайковского под управлением Валентина Урюпина. На Фестивале Дмитрия Хворостовского ей также предстоит дебютировать в партии Донны Анны («Дон Жуан» Моцарта), выступить в Концерте камерной музыки и торжественном Гала-концерте по случаю завершения Фестиваля.

Актуальных мероприятий нет